Запрошуємо, Гість
Ім'я користувача: Пароль: Запам’ятати мене
  • Сторінка:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ТЕМА: Управління вентилятором радіатора

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 09:34 #51

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Крутилки, кнопки... сложно получается, недостаточно свободной памяти МК для каких-то настроек.

Сделал в программе установку пороговых значений через запись в EEPROM при прошивке МК.
Ячейка с адресом 0x00 - нижний порог (по умолчанию 91 или 0x5B в hex-формате), адрес 0x01 - верхний порог (по умолчанию 97 или 0x61 в hex-формате).
В архиве файлы EEPROM (два варианта - bin и eep). Вы можете открыть их перед прошивкой в программе-прошивалке, отредактировать и залить в EEPROM микроконтроллера.
Долучення:
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 15:13 #52

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Soir пише:
Ячейка с адресом 0x00 - нижний порог (по умолчанию 91 или 0x5B в hex-формате), адрес 0x01 - верхний порог (по умолчанию 97 или 0x61 в hex-формате).
Простите! А это Вы с кем сейчас разговаривали? :blush:
Для меня даже слово EEPROM, звучит как не цензурное. Я настолько дубовый в этом вопросе, что для меня, просто залить hex в контроллер, почти подвиг. Я еще могу по картинкам повторить, но чтоб
отредактировать и залить в EEPROM
:blink:
Будем кипятить :huh:
А какой режим самый тяжелый для выходного транзистора? Когда шим 100%? Если да, то я ведь могу подать 5в на вход драйвера и смотреть как греется мой транзистор. Или это не самый тяжелый режим. Сейчас, я хочу разобраться с размером радиатора и количеством транзисторов, чтоб закончить печатку.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 15:34 #53

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Скажите какие температуры установить для тестов или установить фиксированную скважность ШИМ и я сделаю такую тестовую прошивку.
Останнє редагування: 12 серп. 2018 15:35 від Soir.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 16:38 #54

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Эх, если бы я знал. Мне бы такую скважность, при которой будет самый тяжелый режим для выходного транзистора.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 17:21 #55

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Niks13 пише:
Мне бы такую скважность...
Тогда кнопки.
Тестовый проект. Две кнопки: PLUS - увеличивает ширину импульса, MINUS - уменьшает. Длительное удержание (более 1 сек) - ускоренная установка.
Все остальные функции удалены.
Долучення:
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 18:22 #56

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Уважаемый Soir! Я знаю, что уже задолбал Вас. :unsure: Но в Вашем тестовом проекте, как я понял, скважность меняется от 0 до 100 %. А можно сделать как в основном? Зачем мне от 0%? Мне просто трудно будет определить, где 20 а где 30%. Хочется чтоб устанавливалось кнопками то, что будет в реале. Хотя конечно, очень интересная прошивка. Можно посмотреть, на каком минимальном заполнении начнет крутиться вентилятор. Я ее сохраню на случай экспериментов.
Извините за мои капризы.
Останнє редагування: 12 серп. 2018 18:30 від Niks13.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 19:18 #57

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Niks13 пише:
Зачем мне от 0%?
Для тестов... Если расширенные тесты не нужны - сделал от 30%.

Niks13 пише:
Мне просто трудно будет определить, где 20 а где 30%.
А как Вы определите, где 40, а где 50?

Определить можете используя осциллограф или простейшую интегрирующую цепочку на выход ШИМ и вольтметр.
Это будет примерно, но оценить можно.
Могу сделать запись какой-то интересной для Вас точки в память МК, чтобы потом считать программатором и дать мне на расшифровку.
Могу сделать разные частоты ШИМ, если интересует поиск наиболее оптимальной (нагрев, шум...) работы ключей.
Вы просто пишите, что Вам нужно. Иначе получается, что я сделал, а в ответ "зачем мне это нужно..."
Долучення:
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 20:28 #58

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Огромнейшее спасибо!!!Soir пише:
А как Вы определите, где 40, а где 50?
Да мне это и не нужно. Ведь и 40 и 50 лежат в моем рабочем диапазоне, а 20 нет. Мне нужно знать как будет себя вести транзистор, от 30 до 100%. Я даже осцилографом смотреть не буду, при этой прошивке. Просто буду понемногу добавлять шим и следить за поведением. Т.е. эти кнопочки мне имитируют работу датчика.
Могу сделать запись какой-то интересной для Вас точки в память МК
Вы опять говорите с кем то умным. :blush:
Какая точка мне может быть интересна? :huh:
Зависимость частоты ШИМ, на мой вентилятор и нагрев ключа, я даже представить не могу.
Завтра ремонтный день (машины не везут продукты по магазинам, а грузят меня проблемами с электричеством. А их более 60) :S . Если выберу время, сниму свой вентилятор и буду его пытать.
Еще раз Вам огромное спасибо за помощь и невиданное терпение, которое Вы проявляете к таким как я!
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 20:59 #59

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Сейчас частота ШИМ менее 20Гц (18-19Гц), это слышимая частота. Работа вентилятора может сопровождаться низкочастотным гулом. В отдельных случаях может наблюдаться некоторая неравномерность (рывки) во вращении вентилятора.
Если частоту увеличить (максимум 37 кГц), тогда это за пределами восприятия. Это может повлечь за собой больший нагрев силовых ключей, особенно, если драйвера ключей не согласованы между собой. Также увеличивается уровень помех, излучаемых ключами.
И там, и там есть свои достоинства и недостатки. Оптимальное решение выбирается тестированием разных вариантов.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 12 серп. 2018 21:10 #60

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Soir пише:
Оптимальное решение выбирается тестированием разных вариантов.
Вот этим и займусь. Надеюсь, все закончится на данной частоте. Хотя, с моим везением... :unsure:
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 06:20 #61

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Судя по проекту, в последней тестовой прошивке, нет останова двигателя. Если это не сложно, сделайте чтоб при включении питания, ШИМ был 0 а при нажатии кнопки PLUS, старт с 30% и регулировка до 100. При нажатии MINUS, уменьшение шим от 100 до 30 и останов. Получится дивный проект, для вентилятора отопителя салона.
Останнє редагування: 13 серп. 2018 08:25 від Niks13.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 08:13 #62

  • Vakula
  • Vakula аватар
  • Оффлайн
  • Moderator
  • ich bin Ukrainian
  • Дописи: 1731
  • Подякували: 414
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 ukraine-medal Author
Niks13 пише:
Нужен ли дополнительно диод, или достаточно того что стоит в транзисторе?
На лампу не потрібний, а для мотора обов'язково.
На секундочку уявіть: мотор розкручений на максимум і тут вимикається живлення. Ротор крутиться і через щітки полетіла реактивна енергія в систему.
Транзистор від такого "здрастє" моментом дірявим стане.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 08:27 #63

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Niks13 пише:
при включении питания, ШИМ был 0 а при нажатии кнопки PLUS, старт с 30% и регулировка до 100. При нажатии MINUS, уменьшение шим от 100 до 30 и останов. Получится дивный проект...
Вот Вам "дивный" проект...
Долучення:
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 08:41 #64

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Vakula пише:
для мотора обов'язково.
По идее внутренний диод там и стоит для защиты. Ну да ладно.
STPS20H100 меня спасет, или лучше MBR30100? Аноды, разумеется в кучку.
P.S.
Я в шоке! :blink: Поставил контроллер с тестовой прошивкой. Включил. Лампа горит на полную мощность. Выяснилось что вылетел драйвер. Причем оба канала. Поставил вместо драйвера перемычку. Все работает как положено. Ну и на фига нам такой драйвер? Молча, без объявления войны, взял и сдох. 60грн в топку :S
Стал осциллографом между стоком и истоком. Амплитуда импульсов равна напряжению питания без потерь. Может вообще от драйвера отказаться, или слепить на 3х транзисторах? С мотором еще не испытывал, но на лампе, при 90% ШИМ и потребляемом токе 4А, транзистор вообще не греется.
Останнє редагування: 13 серп. 2018 10:41 від Niks13.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 15:00 #65

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Свой двигатель снять не смог, подключил подобный. Не увеличивается ШИМ. Вроде как пытается, но тут же сбрасывается на минимум(30%).Ставлю лампу и все регулируется отлично. Посмотрел осцилографом на питание и сигнал с контроллера. Все чисто и красиво.
Из того что увидел. Показалось что 30% многовато. Обороты довольно большие. Двигатель держал в руках, во время испытаний. Звуков ни каких он не издает, но колбасит его прилично. Похоже что частоту шим нужно будет увеличивать. Но это все потом.
Как разбираться с тем что он ШИМ не увеличивает? Может с драйвером все будет нормально?
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 15:06 #66

  • Vakula
  • Vakula аватар
  • Оффлайн
  • Moderator
  • ich bin Ukrainian
  • Дописи: 1731
  • Подякували: 414
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 ukraine-medal Author
Niks13 пише:
Может вообще от драйвера отказаться, или слепить на 3х транзисторах?
Ну, ну:
не увеличивается ШИМ. Вроде как пытается, но тут же сбрасывается на минимум(30%).Ставлю лампу и все регулируется отлично. Посмотрел осцилографом на питание и сигнал с контроллера. Все чисто и красиво.
Из того что увидел. Показалось что 30% многовато
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 15:39 #67

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Поставил вместо тестового, нормальный контроллер. Повесил лампу. При кипячении все работает отлично. Установил двигатель. После нагрева, двигатель начинает дергаться (стартует и останавливается) с частотой примерно 1Гц. Т.е. как и сигнал от датчика температуры. во время этих рывков, крыльчатка делает 1-2 оборота. Когда становлюсь щупом осциллографа на 5 ногу, длительность этих импульсов уменьшается и крыльчатка делает около четверти оборота. Откидую двигатель и сразу на 5 ноге красивейшие импульсы
Останнє редагування: 13 серп. 2018 15:41 від Niks13.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 15:47 #68

  • Vakula
  • Vakula аватар
  • Оффлайн
  • Moderator
  • ich bin Ukrainian
  • Дописи: 1731
  • Подякували: 414
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 ukraine-medal Author
Для того люди і поставили драйвер той. Хоча, хто його знає, як ви там ще переіначили схему. В моїх усе працює на відмінно, при чому таа самісінько, як Описав SOIR.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 16:08 #69

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Vakula пише:
Для того люди і поставили драйвер той. Хоча, хто його знає, як ви там ще переіначили схему
Схема осталась как и была. Только сегодня, не с того ни с сего, вылетел IR4427. Стоит он у нас 60грн. А это больно. Сейчас, поставил драйвер на 2х транзисторах. Ни чего не поменялось. Рывки и все. Отключил каскад на КТ973. Все тоже самое. С фарой отлично, с мотором рывки. С тестовой прошивкой он гад хоть крутился
Останнє редагування: 13 серп. 2018 16:19 від Niks13.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 13 серп. 2018 17:01 #70

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Niks13 пише:
Вроде как пытается, но тут же сбрасывается на минимум(30%).
Если в питании Вы уверены, тогда подключите вывод 1 МК к +5V через резистор 1-10 кОм. И желательно с этого вывода конденсатор 0,1-10 мкФ на общий провод.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 14 серп. 2018 10:51 #71

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
В общем, все очень сложно.
Залил последнюю прошивку ...Y13.ZIP. Включаю питание. Двигатель стоит. Нажимаю +. Рывок и стоит. Зажимаю +, начинает рывками медленно вращаться. Вращается до тех пор пока держу, на одной скорости. Резистор и емкость на 1 ногу не помогли. У меня на машине односкоростной двигатель, а тот что пытаю, тоже с фольца но двухскоростной. Только сегодня, до меня дошло, что можно попробовать еще и на пониженной скорости. Подключил и обалдел. Все работает как часики.:woohoo: Ради интереса, подключил двигатель дворников. При нажатии +, начинает вращаться, но в любой момент может остановиться. Иногда сразу, а иногда через несколько секунд. Зажимаю и держу +. Обороты начинают расти, но потом сброс на минимальные (30%).
Сжег еще один IR4427. :S Почему вылетают не знаю, но больше покупать не хочу. Работает отлично и без драйвера, но для очистки совести, слеплю на рассыпухе.
Из полученных результатов понял, что все эксперименты, нужно проводить только на своем двигателе. Поскольку моя машина сейчас находится в ремонте, сделать этого не смогу пару дней. Хотел на столе все тестировать, но у меня вентилятор можно снять только с радиатором, а это хлопотно. Буду испытывать сразу на машине.
P.S.
Поставил МК с рабочей прошивкой и закипятил. Все работает отлично. Может ШИМ еще немножко стоит увеличить и сделать минималку 20% вместо 30, но я в этом не уверен. пока пусть все так остается.
Останнє редагування: 14 серп. 2018 11:51 від Niks13.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 14 серп. 2018 15:01 #72

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Niks13 пише:
При нажатии +, начинает вращаться, но в любой момент может остановиться. Иногда сразу, а иногда через несколько секунд. Зажимаю и держу +. Обороты начинают расти, но потом сброс на минимальные (30%).
Причины может быть три:
1. Провалы питания. Попробуйте установить такие FUSE:

Если работа наладится - значит у Вас крайне ненадежный блок питания.
2. Проникновение помех от работы ШИМ на вход сброса МК (вывод 1). Можете подключить его к +5V напрямую. Если работа наладится, значит так и есть.
3. Сбои программы происходят из-за высокого уровня наводок и помех от работы ШИМ. Здесь может помочь экранировка, заземление и т.п.

Обратите особое внимание:
В разной мере, но для всех пунктов, важна правильная разводка печатной платы и соединительных проводов. Обязательное разделение силовых линий ключей ШИМ и цепей питания микроконтроллера и датчика. Также важную роль играет выбор точки подключения к массе автомобиля и к шине питания.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 14 серп. 2018 22:46 #73

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Но ведь на одном из трех двигателей, все работает идеально. Был один глюк, но его я опишу если повторится.В общем, я пришел к выводу, что отстраивать нужно ка конкретном двигателе. Пока машина в ремонте, состряпаю более менее универсальную и транспортабельную плату. Буду испытывать на машине.
Останнє редагування: 14 серп. 2018 22:57 від Niks13.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.

Управління вентилятором радіатора 15 серп. 2018 06:30 #74

  • Soir
  • Soir аватар
  • онлайн
  • Moderator
  • Дописи: 14111
  • Подякували: 5431
  • sxem.org 2019,2020,2021,2022,2023 Respect Author
Niks13 пише:
отстраивать нужно ка конкретном двигателе
Нужно выбрать из всех Ваших двигателей тот, с которым работает хуже всего, и по нему отстраивать. Это цифровая техника - она или работает, или не работает. Тут отстраивать нечего. С точки зрения микроконтроллера, ему все равно - лампу Вы подключили или двигатель, как и качество этого двигателя. Если работает с лампой, значит должен точно так же работать и с другими нагрузками.
Все возможные причины такого поведения контроллера я перечислил. Конечно, при условии, что используются исправные детали, нигде ничего не замыкает и т.п. То есть, так или иначе, всё сводится к правильному монтажу.
Если Вы настроите работу только для одного конкретного двигателя, то нет никакой гарантии, что такая работа будет надежной и стабильной.
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
Користувачі які сказали Дякую: Niks13

Управління вентилятором радіатора 15 серп. 2018 18:59 #75

  • Niks13
  • Niks13 аватар
  • Оффлайн
  • В минулому
  • Дописи: 48
Хуже всего, у меня работает вторая скорость двигателя вентилятора, но я практически уверен, что там какая то беда со щеткой этой скорости. Там 3 щетки. Одна общая и две разнесены по якорю. Разбирать его очень муторно (немцы этого не предусматривают), но больше там быть нечему. Хотя от БП он крутится, вроде, нормально. Сегодня я, ради интереса залил одну из прошивок, которую выкладывал Vakula. Он говорил , что на нескольких машинах работает давно и нормально.
На второй скорости двигателя, просто дерганья (как и на Вашей прошивке), а на первой крутит нормально. Дальше проверять не стал. Времени сегодня, было очень мало. Завтра вечером заберу свой авто, а послезавтра, попробую все-же на нем. Мне кажется, все будет нормально. Если нет, попробую шаманить с фьюзами, сбросом и фильтрами по питанию.
Вопрос по поводу ключа зуммера. С 6 ноги на базу NPN, в коллектор зуммер и на +5в, эмиттер на корпус. Или резисторы какие нужны?
Увійдіть до облікового запису, щоб писати повідомлення.
  • Сторінка:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Модератори: Wolf, Vakula, Айнцвайдрайченко, Soir