Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: "Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 09 авг 2018 23:30 #1

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Есть проблема.Сейчас жара и после остановки двигателя служебного авто,происходит самозакипание ОЖ и выбрасывание его на асфальт(такая уж конструкция ."специалисты-инженеры" установили радиатор на 10 сантиметров ниже головки блока.). Боремся следующим образом. После остановки двигателя включаем печку(включаем зажигание)на малые обороты. Вместе с печкой включается небольшой насос ,который стоит для усиления циркуляции тосола через печку ,что улучшает теплоотдачу в зимний период. За счет циркуляции температура не растет и тосол не закипает.

В мыслях возникла идея включения насоса для циркуляции ОЖ не зависимо от зажигания,а в зависимости от температуры в системе охлаждения.

1.Датчик температуры (18B20) будет врезан в корпус термостата.
2.Светодиоды(красный и зеленый) показывают состояние насоса.Красный-насос включен.Зеленый-выключен
3.Микроконтроллер, желательно ATTINY13a.
4.Одна из ячеек EEPROM включение - температура включения насоса.
5.Вторая ячейка - температура выключения.(записываются при прошивке)
6.При наличии питания на 7 ноге(условно и не принципиально.Ножки можно переназначить)схема не работает(зажигание включено.Что бы при вырастании температуры в движении не включался насос)

Вариант схемы:

Вложенный файл:

Имя файла: Печка.rar
Размер файла:5 KB
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 10 авг 2018 09:00 #2

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
Предлагаю сделать также управление питанием устройства. Хотя ток потребления будет небольшим, но все-таки будет разряжаться аккумулятор. Схема управления во вложении.
Алгоритм следующий:
При включении зажигания напряжение на стабилизатор подается напрямую, через диод D3. Микроконтроллер дублирует включение питания, через транзисторы Q2, Q1 подает напряжение от аккумулятора.
Устройство в рабочем состоянии. Пока есть питание от зажигания, программа не управляет насосом. После отключения зажигания запускается таймер на отключение питания. Если во время работы таймера температура станет равной или больше максимальной - насос включится. Если температура снизится ниже минимальной - насос отключается. Пока работает насос, таймер сбрасывается.
Когда таймер отсчитает заданное время, микроконтроллер закроет транзисторы Q2, Q1 и устройство полностью обесточится. Повторный запуск произойдет только после включения зажигания.
Минимальная температура - ячейка EEPROM 0x00, по умолчанию 50.
Максимальная температура - ячейка EEPROM 0x01, по умолчанию 80.
Время отключения питания - 30 сек. (Для тестирования, потом изменю на нужное.)

Светодиоды по описанному Вами алгоритму их работы, не вижу необходимости подключать отдельно к МК. Для индикации работы можно подключить к управлению насосом. Для индикации работы самого устройства - к его питанию.

В архиве проект (почти схема), прошивка и FUSE.

Если управление питанием излишне - пишите, уберу. Схема и программа упростятся.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 10 авг 2018 12:42 #3

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Спасибо огромное.Датчик будет работать по двухпроводной схеме? Что за кнопка около датчика? Увеличьте пожалуйста время таймера до 5 минут(если возможно,сделайте пожалуйста его тоже регулируемым в одноq из ячеек EEPROM),закипание бывает начинается только через ~3.
Вложения:
Последнее редактирование: 10 авг 2018 12:52 от nenenet.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 10 авг 2018 14:30 #4

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
nenenet пишет:
Датчик будет работать по двухпроводной схеме?
Должен работать, если он не подделка китайской подделки.
nenenet пишет:
Что за кнопка около датчика?
Это просто для симуляции неисправности датчика.
nenenet пишет:
Увеличьте пожалуйста время таймера до 5 минут(если возможно,сделайте пожалуйста его тоже регулируемым в одноq из ячеек EEPROM)
Хорошо, сделаю. Пока так тоже только для тестирования на макете или на столе...
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 10 авг 2018 19:04 #5

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
В протеусе у вас между диодами стоит светодиод с надписью PUMP и реистор. Я так понимаю это для протеуса, для симуляции? Там должен стоять двигатель и параллельно ему диод?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 10 авг 2018 19:15 #6

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
Да.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 12 авг 2018 19:26 #7

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
После двух ночей голова не соображает,но все таки решил добить тест до конца.
Уважаемый Soir ,как всегда спасибо Вам огромное за помощь.Ниже привожу видео испытания на столе.
Все работает как часы. Если у Вас будет время и возможность,сделайте пожалуйста регулировку дежурного режима через EEPROM .30 секунд очень мало. Первая ячейка-мин.температура.Вторая-максимальная.Третья-дежурный режим в секундах(даже наверное лучше в минутах.Даже за 10 минут сильно аккумулятор не пострадает.)
По схеме.Транзистор Q1-КТ3107.Q2,Q4-КТ3102.Q3-КТ818.Диоды D1-D4--1N4007.
Видео работы:

Подогреваю датчик паяльником,а охлаждаю куском курицы из холодильника)))). (Температура выставлена 27 и 33 соответственно мин. и макс.).
Последнее редактирование: 12 авг 2018 19:55 от nenenet.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 12 авг 2018 20:01 #8

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
nenenet пишет:
Третья-дежурный режим в секундах(даже наверное лучше в минутах.
Сделал. В минутах.

nenenet пишет:
Подогреваю датчик паяльником,а охлаждаю куском курицы из холодильника)))).
Неправильно, так Вы не настроите. Греть нужно шашлыком из этой курицы, а охлаждать водкой или пивом.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: wolf2000, nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 12 авг 2018 20:03 #9

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
))))))).Так просто быстрее. Спасибо Вам Огромное.Спасибо.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 13 авг 2018 14:35 #10

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Подскажите,можно ли минус 18B20 пустить по "массе" авто? Или лучше отдельный провод до платы?

P.S. Пока,для установки на авто, ищу латуневый болт М8 что бы врезать датчик в систему
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 13 авг 2018 14:41 #11

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
nenenet пишет:
можно ли минус 18B20 пустить по "массе" авто?
Отдельный провод.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 14 авг 2018 09:29 #12

  • Vakula
  • Vakula аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • ich bin Ukrainian
  • Сообщений: 1133
  • Спасибо получено: 168
nenenet пишет:
ищу латуневый болт М8 что бы врезать датчик в систему
Знайдіть неробочий, чи новий датчик температури Опелівських двигунів. Розберіть корпус (де виходить контакт трохи підпиляти, або розігнути завалець) і туди DS18B20 стає дуже добре.

Підкажу, як захистити виводи. Розібравши датчик, вставляєте туди DS не повністю, на половину. Решту датчика заливайте термоклеєм, опускаючи DS до упора. Термокрея добавити трохи вище. Тепер на термоклей і частину датчика вдіваєте термоусадку і феном з відстані не ближче 200 мм прогріваєте до повної усадки.
Головне, що б термоусадка за тіло корпуса зачепилась. Таким чином волога ніколи не попаде до виводів DS.
До речі, це дуже хороший спосіб захистити любу "скрутку" в агресивному середовищі, або відкритого проводу.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 14 авг 2018 19:37 #13

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Спасибо за подсказку. Дело в том что вместо родного датчика я поставить другой не могу. Со штатного датчика идет сигнал на мозги с мозгов идет на контрольную лампочку и стрелку температуры то есть мне нужно врезать отдельный датчик.
И датчик нужно врезать в корпус термостата. Там самая высокая точка системы. Ищу решение.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 14 авг 2018 19:47 #14

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
nenenet пишет:
нужно врезать отдельный датчик.
Не обязательно "врезать". Можно прижать (хомут) к стенке трубопровода, обеспечив хороший тепловой контакт со стенкой и термоизоляцию от окружающей среды.

Может, как вариант, врезать его в пробку?
Последнее редактирование: 14 авг 2018 19:48 от Soir.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 14 авг 2018 20:59 #15

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Попробую прижать к корпусу стандартного даьчика или корпусу термостата(он аллюминиевый) через термопасту и изолировать чем либо

Пробку??? Пробку расширительного бачка?

Активно виду разговоры в коллективе. У всех газель-бизнес наблюдается такое явление. У некоторых после остановки двигателя и включения зажигания через 3-5 минут горит аварийная лампа системы охлаждения. А мы все думаем с напарниками почему тосол становиться коричневого цвета после полугода использования. В нете нашел информацию что он приобретает такой цвет когда работает на повышенных температурах. Замучались покупать новый, так как на работе выдают на два года и ни капли больше. Это ж нужно было так сконструировать и продолжать так делать.МРАК.
Последнее редактирование: 14 авг 2018 21:07 от nenenet.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 14 авг 2018 21:28 #16

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
nenenet пишет:
Попробую прижать к корпусу стандартного даьчика или корпусу термостата(он аллюминиевый) через термопасту и изолировать чем либо
Себе на котле автономного отопления три датчика таким образом поставил. Конечно, измерение не совсем точное, но для моих целей вполне. Кроме того, так иногда ставят и штатные датчики.

Мне попалось крепление конденсатора в виде пружинистого хомута от какой-то старой советской электроники, как раз подошло по диаметру. Даже прикручивать не нужно, работает как защелка, примерно, как на фото выше.
Кстати, можно отказаться от DS18B20 и применить такой датчик.

nenenet пишет:
Пробку расширительного бачка?
Да. Но это просто как идея - не знаю ни конструкции этой пробки, ни доступности... Если с нее можно окунуть датчик в охлаждающую жидкость, то почему бы и нет.
Если в бачке не самая горячая зона, то можно продумать несколько другой алгоритм. После остановки двигателя насос включается всегда. Работает одну-две минуты - это позволит перемешать жидкость и выровнять температуру. Дальше уже отключается по минимальной температуре.
Последнее редактирование: 14 авг 2018 21:30 от Soir.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 14 авг 2018 22:17 #17

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Буду пробовать. Спасибо за подсказки.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 15 авг 2018 13:52 #18

  • Vakula
  • Vakula аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • ich bin Ukrainian
  • Сообщений: 1133
  • Спасибо получено: 168
Пробка бачка не варіант. Тому, як це є конструкція з пружин і клапанів, і до рідини від неї зазвичай далеко.
На деяких авто я притягував пластиковим хомутом до датчика сам DS18B20. Але, якщо туди попадає вода, то ноги швидко відпадуть. Треба DS18B20 помістити в "капсуль", є такі на Вороні. Тільки виводи покрити термоклеєм і надіти термоусадку. А вже потім шукати місце. В мене притягнутий хомутом до випускного колектора. Та от біда, DS18B20 дуже інертний і тільки починаю рухатись, він швидко охолоджується. Даже не розумію чому; я його вже і піною вкрив...
Последнее редактирование: 15 авг 2018 13:57 от Vakula.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 15 авг 2018 15:40 #19

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
Vakula пишет:
Пробка бачка не варіант. Тому, як це є конструкція з пружин і клапанів, і до рідини від неї зазвичай далеко.
Для того, чтобы разместить датчик, места много не нужно. Спорить не буду, конечно, они бывают разной конструкции. Но по памяти, в моей машине место должно найтись. Также в моей машине от крышки до уровня сантиметров пять. Поэтому и считаю, что это вариант.
Кроме того, можно делать проходным через крышку (можно сделать и отдельную дырку в бачке, если не жалко) не какой-то капсюль, а два провода. Сам датчик герметизировать и утопить в жидкости. Это тоже, как вариант.

Vakula пишет:
DS18B20 дуже інертний і тільки починаю рухатись, він швидко охолоджується.
Это как раз говорит о низкой инерционности датчика. Если достаточная наружная термоизоляция, то дело не в датчике - он измеряет параметры среды и, судя по всему, очень оперативно.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 16 авг 2018 22:27 #20

  • Vakula
  • Vakula аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • ich bin Ukrainian
  • Сообщений: 1133
  • Спасибо получено: 168
Дозволю собі з Вами не погодитись.
Soir пишет:
в моей машине от крышки до уровня сантиметров пять. Поэтому и считаю, что это вариант.
Я користуюсь пробкою від Вашого авто і під себе підганяв пружину клапана. Дуже добре знаю конструкцію.
можно сделать и отдельную дырку в бачке
Ні в якому разі, категорично ні в якому разі. Тиск в системі до 1,5 Атм, а коли рідина нагрівається, то може трохи перевищити і повинен спрацювати перепускний клапан в пробці. Бачок повинен тримати цей тиск, а іноді бачок просто рве, особливо там, де пробка.
Сам датчик герметизировать и утопить в жидкости. Это тоже, как вариант.
Тільки вмістити в корпус штатного датчика, або щось подібне. Або як варіант те, що я рекомендував вище. І обов'язково розташувати датчик неподалік штатного, або з теплообмінником на гумовому патрубці.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 17 авг 2018 06:29 #21

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
Согласен. С точки зрения безопасности, лишние дырки ни к чему. В любом месте. Тем не менее, это не означает, что категорически нельзя. Нужно правильно выбрать место врезки и правильно ее выполнить.

Резиновый патрубок плохо проводит тепло, поэтому датчик нужно устанавливать на металле. Если мы не говорим о врезке. А если о врезке, то опять же безопасность...
Последнее редактирование: 17 авг 2018 06:35 от Soir.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 17 авг 2018 20:57 #22

  • Vakula
  • Vakula аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • ich bin Ukrainian
  • Сообщений: 1133
  • Спасибо получено: 168
Soir пишет:
А если о врезке
До речі, це ідея. Можна в патрубок врізати кусок трубки по діаметру (бажано люміній, мідь!), а в нього вже вкрутити, впаяти штуцер датчика. На Газелях місця вдосталь.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 19 авг 2018 13:35 #23

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Была такая мысль. Если не получиться с прижатием, то наверное так и буду делать.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 20 авг 2018 13:01 #24

  • nenenet
  • nenenet аватар
  • Не в сети
  • I live here
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 25
Сегодня установил на авто. Все работает. Продолжаю тестирование. Прижал датчик стяжкой к корпусу термостата. Получилось корявенько, но работает. Буду думать как сделать более цевильно.

Ув. Soir, возник вопрос. Время ожидания установлено 5 минут. При вырастании температуры включается насос, скидывает температуру и выключается. Не могу отследить, при повторном повышении температуры в этот промежуток времени насос снова включиться или только после вкл. -выкл. зажигания? Как была реализована прошивка?

Таймер отсчитывает время от выключения зажигания или после выключения зажигания и последнего включения насоса?
Последнее редактирование: 20 авг 2018 13:32 от nenenet.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

"Охлаждение" Газели или борьба с самозакипанием данного автомобиля. 20 авг 2018 14:23 #25

  • Soir
  • Soir аватар
  • Не в сети
  • Moderator
  • Сообщений: 8318
  • Спасибо получено: 2839
Таймер начинает вести отсчет сразу после отключения зажигания. Каждое превышение температуры сбрасывает таймер. Например, таймер установлен 5 минут. Отключили зажигание, пошел отсчет. Через 4 минуты 50 сек выросла температура до включения насоса. Таймер сбрасывается на новый отсчет, который начнется после снижения температуры и отключения насоса. Отсчитает 5 минут и, если температура не подымалась, устройство отключится насовсем и на температуру реагировать не будет. Включить его можно только повторным включением зажигания.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nenenet
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: wolf2000, Vakula, Айнцвайдрайченко